Молодым поколениям, возможно, будет трудно понять, что были времена, когда имя Люка Скайуокера было нарицательным, а приключения происходили в далекой-далекой галактике. В конце концов, сегодняшние поклонники «Звездных войн» имеют доступ по крайней мере к девяти основным фильмам и бесчисленному множеству телесериалов, анимационных шоу, спин-оффов, видеоигр и фантастическому многообразию различного мерча. В этом многообразии так легко забыть, что весь этот вымышленный мир, простирающийся через галактики, начался с одного-единственного фильма молодого, не по годам развитого выпускника киношколы по имени Джордж Лукас.

Конечно, Лукас не только представил самую культовую собственность фильма всех времен, но и раздвинул границы технологий в кинопроизводстве до таких пределов, которые ранее считались невозможными. И при этом глубоко и навсегда изменил мир кино и телевидения. Будучи сценаристом, продюсером и режиссером, Лукас помог создать многие из самых значительных проектов поп-культуры, а созданные им компании помогли сформировать современную индустрию кино и телевидения.

Джордж Лукас родился в 1944 году в Модесто, Калифорния, США. Его семья владела магазином канцелярских товаров, но устремления юного Лукаса были куда шире. Он мечтал снимать кино и в погоне за своей мечтой о кинопроизводстве, поступил в Школу кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии. Время, проведенное в университете, стало ключевым в его карьере. Именно в этот период он встретил не только своего кумира и будущего наставника Фрэнсиса Форда Копполу, но и другого молодого режиссера, который завоевал репутацию человека, на которого стоит посмотреть. Это был не кто иной, как Стивен Спилберг, который позже объединился с Лукасом, чтобы создать франшизу об «Индиане Джонсе».

Партнерство с Копполой привело к созданию фильма «Галактика THX 1138», фантастической драмы-­антиутопии снятого в жанре социальной фантастики о жизни в XXV веке и роботах-андроидах, управляющих обществом с помощью препаратов для подавления человеческих эмоций. Фильм не вызвал восторга зрителей, но не остановил творческих порывов авторов. За ним последовала лента «Американские граффити» — американская молодежная малобюджетная комедия Лукаса, основанная на воспоминаниях о его юности в Модесто. Это был его второй полнометражный фильм и первый выпущенный его собственной компанией Lucasfilm. Фильм заработал чуть более 115 миллионов долларов США, и в дополнение к похвалам критиков получил пять номинаций на премию «Оскар», включая лучшую картину и лучшую режиссуру. Лента о жизни провинциальной Америки накануне вой­ны во Вьетнаме по-прежнему считается классикой и регулярно попадает в списки лучших фильмов всех времен.

Несмотря на этот огромный успех, следующий проект Лукаса был далек от гарантированной сенсации. Многие в Голливуде с самого начала не считали «Звездные войны» фильмом, способным на успех. В 1971 году ему впервые пришла в голову идея, которую он тогда описывал как «космический вестерн» и Джордж занялся сценарием. Тем временем долги росли, а карьера в кино практически заглохла. Только в 1976 году Лукас, наконец, закончил окончательный вариант сценария и спустя несколько месяцев приступил к съемкам.

«Причина, по которой я снимаю «Звездные вой­ны», заключается в том, что я хочу дать молодым людям какую-то далекую, экзотическую среду для их воображения», — сказал Лукас в интервью во время съемок фильма, — «У меня сильное предчувствие, что дети могут найти много интересного в освоении космоса. Я хочу, чтобы они этого хотели, чтобы они вышли за рамки элементарных глупостей сегодняшнего дня и подумали о ­чем-нибудь интересном, о колонизации Венеры и Марса, например. И единственный способ, которым это можно сделать — это заставить ­какого-­нибудь ребенка пофантазировать об этом. Взять бластер, прыгнуть в свой корабль и умчаться с этим Вуки в открытый космос. В каком-то смысле это наша единственная надежда».

Нужно признать, что на волне огромного творческого успеха Лукас не терял деловую хватку и четко видел, как будет выглядеть киноиндустрия и ее источники доходов в ближайшие годы. При довольно скромном бюджете всего в $11 млн. фильм собрал в прокате более полумиллиарда долларов и Лукас мог бы получить $500 тысяч за новый фильм. Это была ощутимая 300% прибавка к тому гонорару, что он получил за «Американских граффити». Однако вместо этого он предложил руководству киностудии новую сделку: гонорар в $150 тыс. остается прежним в обмен на две, казалось бы, маленькие просьбы. Лукас сохраняет за собой все права на рекламную и сувенирную продукцию, а также права на ­какие-либо сиквелы его фильма.

Такой, по меркам того времени неочевидный выбор, принесли за прошедшие десятилетия создателю «Звездных вой­н» миллиарды долларов только за счет лицензирования и продажи тематических игрушек. Как видим, Джордж Лукас был явно неравнодушен как к кино, так и к кинобизнесу. И именно его партнерство со Стивеном Спилбергом сделало франшизу Star Wars одной из самых культовых в истории Голливуда.

Как и в случае со «Звездными вой­нами», многим трудно представить киноиндустрию того времени без «Индианы Джонса». Лукас написал сценарии и был исполнительным продюсером этих фильмов, создавая один из столпов современного кино, который по-прежнему является одним из самых популярных героев и франшиз в истории кино. Фильмы имели огромный финансовый успех, получили благосклонные отзывы критиков, и по большей части подтвердили репутацию Lucasfilm как одного из локомотивов современного Голливуда, а самого Лукаса — как его короля Мидаса, превращающего все, к чему он прикасался в золото. Лукас продолжал руководить своей вселенной «Звездных вой­н», в конце концов вернувшись к режиссуре и соавторству в работе над сценарием трилогии-­приквела, которая, несмотря на неоднозначные отзывы, также имела огромный финансовый успех.

С тех пор вселенная только расширилась, и позже была выпущена трилогия сиквелов в дополнение к бесчисленным побочным проектам, таким как космический вестерн Хан Соло: Звёздные Вой­ны. Истории, телесериал «Мандалорец» и т. д. Поэтому не было ничего удивительного, когда Disney, осознавая ценность как существующего, так и будущего франшизы «Звездные вой­ны», приобрела в 2012 году компанию Lucasfilm заплатив $4,1 млрд. акциями и наличными. В эту стоимость были включены права собственности на «Звездные вой­ны» и, в конечном счете, на «Индиану Джонса». Сегодня Forbes оценивает состояние Лукаса более чем в $6 млрд.

Продажа Lucasfilm также позволила Лукасу отдать себя одному из увлечений своей жизни — филантропии. Еще в 2006 году фонд его компании Lucasfilm пожертвовал $175 млн. Школе кинематографических искусств в его альма-­матер Университете Южной Калифорнии в дополнение к уже существующей регулярной поддержке Фонда по борьбе с раком, Фонда «Загадай желание» и Фонда кино. Он также основал Образовательный фонд Джорджа Лукаса, целью которого является преобразование и улучшение состояния базового образования в США. Кроме того, Лукас подписал «Клятву дарения». Основанная Уорреном Баффетом, а также Биллом и Мелиндой Гейтс, это обязательство означает, что Лукас обещает посмертно или по завещанию отдать большую часть своего состояния на благотворительность.

«В течение последних сорока лет большая часть моего времени и денег была вложена в Lucasfilm, — признается Джордж Лукас. — А поскольку я начинаю новую главу в своей жизни, мне приятно, что у меня есть возможность посвятить больше времени и средств благотворительности». И оказалось, что Лукас не одинок в своем начинании. В 2006 году он начал встречаться с богатой бизнес-леди Меллоди Хобсон, которая в то время была президентом Ariel Investments и членом совета директоров компании DreamWorks Animation SKG. Поженившись в 2013 году, пара превратилась в динамичный благотворительный дуэт. Активы благотворительного семейного фонда Лукаса составляют более миллиарда долларов, и пара пожертвовала средства на строительство Музея нарративного искусства Лукаса в Лос-­Анджелесе.

Несмотря на то, что Джордж Лукас «вышел на пенсию», он сохраняет огромное влияние как на развитие тех вымышленных миров что он создал, так и на индустрию производства фильмов, в которой он доминировал на протяжении десятилетий. «Звездные вой­ны» остаются опорой мировой попкультуры, «Индиана Джонс» продолжает радовать экшеном и юмором, а студия визуальных эффектов Industrial Light & Magic продолжит расширять границы того, что можно сделать в пространстве кинопроизводства. Но Лукас делает все, чтобы возможно самым долгосрочным и действенным его вкладом в жизни стало улучшение общества благодаря его филантропии.

В мирах, созданных Джорджем Лукасом, конфликт может происходить в далекой-­далекой галактике, но его благотворительность начинается здесь, на планете Земля и распространяется по всему миру. В этом смысле он сам куда больший герой чем Хан Соло или Индиана Джонс, которым поклонники по всему миру по прежнему восхищаются и пытаются подражать.